Моисей Александрович Фейгин,  1904-2008

1904                          родился в ВаршавеYoung Feigin

1914-1917                учится в 13-й Московской гимназии.

1917-1920               учится в 117-й школе 2-й ступени

1921-1928               учится во ВХУТЕМАСе (ВХУТЕИНе)

                                   на живописном отделении И. И. Машкова (1867-1945)  и А.А.Осмеркина (1892-1953), по рисунку — в мастерской С.В.Герасимова (1885-1964)

Young Feigin in studio

1926                          вступает в художественное обьединение «Бытие» (существовало с  1923-1929) 

                                   участвует в выставках обьединения “Бытие”.

1927                          выходит из художественнго обьдинения «Бытие» и вступает в художественное  обьединение «Крыло»,

организатором  которого был А.А. Осмеркиным

1928                           вступает в общество московских художников

«ОМХ»Feigin 30

1928-1929               участвует в выставках ОМХ, в  выставке в Нью-Йорке «Дети в искусстве»

                                   служит в рядах Красной армии, в кавалерии

1930                          командировка ОМХ в Керчь:участвует в передвижных выставках ОМХ

                                   жениться на Елизовете Львовне Бондаревой  (1912-1969).

51 Feigin and Osmerkin

Фейгин(справа) вместе с его учителем А.Осмеркин

1931                          рождается сын Григорий,

                                   участвует в выставке «К 14- летию

                                  Советской власти»в Третьяковской галерее

1932                         вступает в МОСХ ,

                                   родители эмигрируют во Францию

1934                         персональная выставка в клубе фабрики 

«Рот — Фронт» , организованная » Всекохудожником»

1938                         выставка контрактников «Всехудожника»Feigin in studio1058

1940                         рождается дочь Анна

1942                         уходит добровольцем на войну

1942-1945               служит в рядах Советской армии (в запасном полку)

1964                          получает мастерскую,совместно с художником В.В. Федотовым

1978                          выставкасовместно с художником В.В. Федоровым в выставочном зале на ул. Вавилова

1990                          персональная выставка в Лондоне,АнглияFeigin photo059

1994                          персональная выставка в ЦДХ

1995                          персональная выставка в Государственной Третьяковской Галерее

2000                          выставка в Музее современного искусства совместно с А. Чирковым

                                   выставка «Моисей Фейгин»  к 95 -летию  в Государственной Третьяковской Галерее                                              

2003                          персональная выставка к 100-летию со дня рождения в Музее современного искусства

Feigin's Studio060

Студия Фейгина на улице Вавилова в Москве.

2005                          телевизионный фильм Якова Назарова «Ровестник века»,телеканал Культура

2007                           выставка «103 года художественноо подвига Моисея Фейгина» в ЦДХ, Москва

 2008                          26 апреля умер в Москве

Since 1927, Feigin’s work was included in numerous exhibitions of Soviet paintings abroad.  His work was shown in Austria, Belgium, Finland, France, Great Britian, Bulgaria, Hungary, West Germany and the USA.  Some of the better known exhibitions of Soviet paintings occurring after 1989 were:  “Moscow-Sofia,” Moscow and Sofia; “Moscow-Washington,” Moscow and Washington; “Moscow-London,” Moscow and London; and Moscow-Norway,” Moscow and Norway.

 

 

Bloomberg.com

World’s Oldest Artist Dies in Russia at 104, «Kommersant» reports By Paul Abelsky

May 4, 2008 (Bloomberg) — Moisei Feigin, listed in the Guinness Book of Records as the world’s oldest active professional artist, died in Moscow on April 26 at the age of 104, Kommersant reported. Feigin, the last surviving participant of the Jack of Diamonds avant-garde art group in the early 20th century, entered the Guinness Book after an exhibition last year of paintings he completed after his centennial birthday, the Moscow-based newspaper said today without citing anyone.

Газета «Коммерсантъ» , №  74, 4, Мая ,2008 

Анна Ъ-Толстова

Художник из книги рекордов Гиннесса

Умер Моисей Фейгин

Некролог

В Москве на 104-м году жизни скончался художник Моисей Фейгин, последний из членов легендарной авангардистской группы «Бубновый валет». Весной 2007-го в ЦДХ прошла выставка «103 года художественного подвига Моисея Фейгина»: показанные тогда картины он писал уже после своего 100-летнего юбилея, но скрипачи, циркачи и прочие комедианты, вовлеченные в какой-то всемирный маскарад, выделывали на них акробатические трюки в таком разудалом экспрессионистском духе, что немедленно вспоминалась бесшабашная вольница авангардных 1920-х. Это творческое долголетие впечатлило даже составителей Книги рекордов Гиннесса: после той, как оказалось, последней своей выставки Моисей Фейгин был внесен в ее базу данных как самый старый работающий профессионально художник.  Моисей Фейгин и в новом тысячелетии производил впечатление человека, только что вынырнувшего из 1920-х. В интервью говорил, что Казимир Малевич и Павел Филонов — гении, а Василий Кандинский — так, слащавый декоратор, что в России авангард авангарднее, чем в зажиревшей буржуазной Европе, и казалось, будто этот пламенный монолог произносится в какой-нибудь вхутемасовской мастерской за стаканом кипятка и краюхой хлеба, как в революционных петрово-водкинских мизансценах.  В 1920-х он и правда учился во ВХУТЕМАСе: Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов и особо почитаемые Александр Осмеркин и Любовь Попова — среди учителей Фейгина преобладали члены и экспоненты «Бубнового валета», так что и сам он вскоре стал последним участником первого объединения русских авангардистов (точнее, правопреемника «Бубнового валета» — Общества московских художников). От Осмеркина получил прививку сезаннизма, от Поповой — страсть к абстракции и поискам нового языка, а из общей атмосферы 1920-х вынес убежденность в том, что «живопись растет в борьбе» и авангард — позиция не только художественная, но и нравственная.  Как и многим попавшим в советский переплет вхутемасовцам, Моисею Фейгину приходилось вести двойную жизнь: для себя, «в стол», писать воздушные постсезаннистские пейзажи, сумрачные абстракции, сюрреалистические карнавалы и сцены с евангельскими мотивами, для заработка — портреты вождей. К этой халтуре он относился с иронией. Вспоминал, как четырехэтажный холст с головой Сталина для дома на Котельнической набережной малевали почти вслепую: целиком холстину, расстеленную на земле, можно было увидеть, лишь поднявшись на 29-й этаж недостроенной тогда еще высотки, а без лифта на такую верхотуру особо не набегаешься. Но в особых случаях этот вынужденный цинизм уступал место героизму: он единственный из осмеркинских учеников явился на публичное шельмование учителя в ЦДРИ, чтобы открыто поддержать его,— этот поступок Моисей Фейгин до конца дней считал одним из главных своих творческих достижений.